Открыть файл в исходном варианте
Текстовое содержание файла
Страница 1
РОДИТЕЛЯМ: ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Нормативные основы
- К основным международным док ументам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей
относятся:
– Декларация прав ребенка (1959год)
– Конвенция ООН о правах ребенка (1989 год)
– Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей
(1990 год)
- Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту,
декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ,
принят целый ряд законодательных акто в – Семейный Кодекс РФ,
Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон «Об образовании».
Семейный кодекс Российской Федерации
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124 -ФЗ "Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации"
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120 -ФЗ "Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
Федеральный закон от 7 июля 2003 г. №111 -ФЗ "О внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и другие
зак онодательные акты Российской Федерации"
Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. N 44 -ФЗ "О государственном банке
данных о детях, оставшихся без попечения родителей "
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436 -ФЗ "О
защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 -2017 годы
Страница 2
Права и обязанности родителейЕсли обязанность семьи - это забота о детях, их воспитании и развитии, то
обязанность родителей - забота о детях внутри семьи, для этого они наделяются
родительскими правами. Если отсутствуют родители, такими правами наделяются
иные лица - опекуны (попечители), усыновители, приемные родители. Иногда
обязанность по воспитанию бер ет на себя государство, помещая ребенка в
соответствующее государственное учреждение для детей.
Родительские права это обязанности родителей и их права как участников
родительских правоотношений. Согласно законодательству РФ родительские
права распрост раняются только до совершеннолетия ребенка (до 18 лет), на время
когда он нуждается в необходимой заботе и воспитании.
Кроме того, прекращение родительских прав происходит также при вступлении
несовершеннолетних в брак или в случае их эмансипации. Под данным термином
понимается объявление несовершеннолетнего, которому исполнилось 16 лет,
абсолютно дееспособным, то есть он с согласия родителей работает по трудовому
договору или занимается предпринимательской деятельностью. Ребенок получает
статус "эманси пированного” по решению органа опеки и попечительства при
согласии обоих родителей или лиц, их заменяющих - приемных родителей,
усыновителей, попечителей. При отсутствии согла сия родителей - по решению
суда.
Суть родительских прав (обязанностей)
Право на воспитание - это предоставление обоим родителям возможности
лично воспитывать своих детей. Данное право является приоритетным перед
всеми другими лицами. Кроме того, в обязанность родителей входит обеспечение
получения детьми основного общего образован ия (то есть 9 классов
общеобразовательной школы), родители имеют право выбирать формы обучения
и вид образовательного учреждения для своих детей. Решение данного вопроса
предполагает согласованность действий родителей, которые обязаны
руководствоваться инт ересами детей, учитывая, по возможности, их мнение.
Родители обязаны оказывать ребенку помощь в отношениях с третьими
лицами, поэтому законодательно за ними закреплено право на представительство.
«...Родители являются законными представителями своих детей и выступают в
защиту их прав и интересов в отношении с любыми физическими и
юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий», -
провозглашает закон (ст. 64 Семейного Кодекса РФ). Однако право представлять
права и интересы своего ребенка имеет каждый из родителей при условии, если
он не лишен родительских прав и обладает дееспособностью для совершения
юридических действий.
По согласованию родителей (в каждом конкретном случае) решается, кто
именно из родителей должен представля ть ребенка. Орган опеки и
попечительства решает возможные разногласия или иные случаи. Если органом
опеки и попечительства будет установлено, что интересы родителей и ребенка не
совпадают, родители лишаются права представлять интересы ребенка. В
подобной ситуации права и интересы детей представляет специально
назначенный органом опеки представитель ребенка.
Родители имеют право выбирать способы (средства и методы) воспитания при
Страница 3
осуществлении родительских прав, однако при этом п. 1 ст. 63 СемейногоКоде кса устанавливает некоторые ограничения. Законом четко определена цель
воспитания, а именно — забота о здоровье детей, также как и о физическом,
психическом, нравственном и духовном их развитии. Также, запрещено
исполнение родительских обязанностей в проти воречии с интересами детей.
Последние подразумевают, согласно семейному праву, обеспечение детям
полноценного воспитания и надлежащих условий их развития.
Согласно ст. 65 Семейного Кодекса РФ «...при осуществлении родительских
прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью
детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны
исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое
достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей». Данное
пол ожение вытекает из сущности родительских прав (о них говорилось выше),
которые представляют собой не только меру возможного, но и меру должного
поведения. Закон предусматривает ответственность родителей, осуществляющих
родительские права в ущерб правам и интересам детей.
Правовые последствия ненадлежащего осуществления
родительских прав
При ненадлежащем осуществлении родителями родительских прав
(обязанностей) могут возникнуть неблагоприятные семейно -правовые
последствия, родители могут быть привлечены к гражданско -правовой,
административной и уголовной ответственности.
Что касается семейно -правовых последствий, то они сводятся к лишению или
ограничению родительских прав. Данные меры принимаются судом, прежде всего
в целях охраны интересов детей.
В качестве основания для наступления ответственности родителей является
ненадлежащий присмотр за детьми и плохое их воспитание. При этом согласно ст.
1073 ГК РФ предполагается вина родителей в причинении несовершеннолетним
вреда: по данному зак ону родители (усыновители) или опекуны отвечают за такой
вред, «...если не предоставят веских доказательств, что вред возник не по их
вине».
Гражданско -правовая ответственность за вред, причиненный их детьми,
сохраняется и за родителями, лишенными роди тельских прав, если вред был
причинен ребенком в срок до трех лет после лишения родительских прав и если
причиной поведения ребенка, повлекшей причинение вреда, явилось следствие
ненадлежащего осуществления родительских обязанностей (ст. 1075 ГК РФ).
Родители, не выполняющие обязанности по воспитанию и обучению детей, в
результате чего дети совершили различные правонарушения, могут быть
привлечены к административной ответственности.
Такое неисполнение родительских обязанностей как вовлечение детей в
систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в
занятие пр оституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, или
совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом
влечет привлечение к уголовной ответственно сти.
Лишение и ограничение родительских прав
Лишение родительских прав - это санкция, которая применяется, если
физическое, психическое здоровье, духовное и нравственное развитие ребенка
Страница 4
подвергаются опасности по причине злостного уклонения от выполненияродителями своих обязанностей, применения ими неправомерных способов
осуществления родительских прав или недостойного поведения. Это крайняя
мера. К ней прибегают только после того, как попытка помочь неблагополучной
семь е оказалась безрезультатной, а интересы ребенка — под угрозой. Лишение
родительских прав становится неизбежным.
Приведем пример. Одинокая многодетная мать (мать троих детей),
систематически прогуливая работу, приходила домой поздно, в нетрезвом
состоян ии. Дети были предоставлены самим себе, зачастую оставаясь голодными
и неухоженными. Мать нередко «веселилась» в компании своих приятелей на
глазах у детей, которые были свидетелями драк, скандалов, нецензурной брани.
Поначалу матерью занималась комиссия по делам несовершеннолетних: с ней
вели беседы, помогли с работой, устроили в детский сад младших детей. Но
процесс деградации личности был необратим, попытки вытащить женщину из
трясины не имели успеха. Мать не оказывала никакого внимания младшим —
даже от вести их в детский сад была не в состоянии, с работы за пьянки была в
очередной раз уволена. Старший ребенок — ему 12 лет — забросил школу, начал
воровать, связался с наркоманами. В итоге по иску комиссии по делам
несовершеннолетних суд лишил мать родитель ских прав в отношении всех троих
детей, поместив их в детские государственные учреждения.
Российское законодательство предусматривает перечень оснований для
лише ния родителей родительских прав
Родители (или один из них) лишаются родительских прав, при следующих
условиях:
• отказ без уважительных причин взять ребенка из родильного дома, больницы, из
других детских учреждений (то есть, по существу фактический отказ от ребенка);
• уклон от исполнения родительских обязанностей (злостное уклонение от
уплаты алиментов);
• злоупотребление родительскими правами (препятствие к обучению детей,
склонение их к попрошайничеству т.п.);
• наркомания или хронический алкоголизм;
• жестокое обращение с детьми (физическое или психическое насилие над ними,
сексуальное домогательство, унижение их человеческих достоинств и т.д.);
• умышленное совершение преступлений против жизни и здоровья своего
ребенка.
В статье 70 Семейного Кодекса РФ установлен порядок лишения родительских
прав.
Лишение родительских прав возмо жно только по суду, поскольку оно
затрагивает важнейшие права родителей и детей. ГПК РФ установил нормы
искового производства таких дел.
Иск о лишении родительских прав могут предъявить суду один из родителей,
опекун (попечитель) ребенка, его приемные родители, комиссии по делам
несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, администрация
учреждения, в котором ребенок находится на содержании и воспитании (детского
дома, дома ребенка и т.п.), иные органы и учреждения, исполняющие обязанности
по охра не прав несовершеннолетних, а также прокурор.
Родственники ребенка, педагоги школ, детских дошкольных учреждений,
Страница 5
соседи и другие граждане, являющиеся свидетелями неправомерного поведенияродителей, могут обратиться в органы опеки и попечительства или к прокурору,
которые передадут дело в суд.
Дела о лишении родительских прав, как правило, очень непростые. Принятию
судом решения обязательно предшествует тщательное исследовать обстоятельств
жизни ребенка. Это предполагает наличие специальных знаний и опыта работы с
детьми. Поэтому наиболее предпочтительно в данных случаях привлекать к
работе органы опеки и попечительства, которые проводят надлежащие
обследования (даже если сами являются инициаторами возбуждения дела), дают
свое заключение, и их предс тавитель обязательно участвует в рассмотрении дела.
Для суда не имеет решающего значения заключение органа опеки и
попечительства в вопросе лишения родительских прав, но в случае несогласия с
ним он обязан мотивировать его. Обязательным участником судебног о процесса о
лишении родительских прав является также прокурор.
Последствия лишения родительских прав обозначены
в ст. 71 Семейного Кодекса РФ
Родители (или один из них) утрачивают возможность участвовать в
воспитании ребенка и просто контактировать с ним, если лишаются родительских
прав. В случае лишения родительских прав одним из родителей ребенок
передается на воспитание другому. Если родительских прав лишены оба
родителя, ребенок передается на попечение органов опеки и попечи тельства,
занимающихся его даль нейшей судьбой. Либо ребенку назначается опекун или
попечитель, либо он передается на воспитание в приемную семью или на
усыновление. Ребенок может быть также помещен в детское учреждение, тип
которого зависит от возраста, состояния здоровья ребен ка и т.д.).
Одновременно с этим суд решает вопрос о возможности дальнейшего
совместного проживания родителей при лишении их родительских прав, если они
совместно проживают с ребенком, учитывая, однако, правовой режим жилья и
конкретные обстоятельства.
В то же время лишение родительских прав не освобождает родителей от
обязанности содержать своих детей. Поэтому при вынесении решения о лишении
родительских прав суд одновременно выносит постановление о взыскании с
родителей алиментов на детей. Алименты получает тот, кому на воспитание
передадут ребенка (другой родитель, опекун или попечитель, приемные
родители). В ином варианте деньги перечисляются на счет того детского
учреждения, куда будет помещен ребенок. Руководство данного детского
учреждения обяза но вести учет этих средств по каждому ребенку в отдельности.
По выходе ребенка из стен детского учреждения деньги перечисляются на счет
ребенка. Счет открывается на его имя в отделении Сбербанка РФ (ст. 84
Семейного Кодекса РФ).
Следует заметить, что сам ребенок не утрачивает и других прав, основанных на
факте родства (право на наследство после смерти родителей, право на получение
пенсии по случаю потери кормильца и т.д.).
Лишение родительских прав - бессрочно. В то же время закон предусматривает
во зможность восстановления родительских прав (ст. 72 Семейного Кодекса РФ),
если причины, приведшие к необходимости лишения прав, оказываются
устранены. Само восстановление в родительских правах, также как и возврат
Страница 6
ребенка родителям, по закону может быть ос уществлен только в случаесоответствующего решения по заявлению заинтересованного лица. Но для
решения вопроса о восстановлении в родительских правах и возврате ребенка
недостаточно изменения поведения родителя в лучшую сторону (излечение от
алкоголизма и др.). Суду необходимо убедиться, что вынесенное им решение
будет отвечать интересам самого ребенка и родители создадут нужные для его
жизни и воспитания условия. Кроме того, суд оценивает степень привязанности
ребенка к родителю, их взаимоотношения, личные особенности ребенка. По
достижении ребенком возраста 10 лет восстановление родителей в родительских
правах осуществляется, помимо прочих условий, только с его согласия.
В случае если ребенок был усыновлен и усыновление не отменено в судебном
порядке, восстановление в родительских правах не допускается. Закон разрешает
усыновление ребенка по истечении шести месяцев после вынесения судом
решения о лишении его родителей (либо одного из них) родительских прав.
Таким образом, у родителей есть шанс изменить свое поведение, после чего
поставить вопрос о восстановлении их в родительских правах.
Ограничение родительских прав заключается в том, что ребенок отбирается от
родителей и они утрачивают право на его воспитание (ст. 73 Семейного Кодекса
РФ). Такая ме ра производится в интересах ребенка в случаях, когда родители
прекращают проявлять заботу о ребенке, вследствие чего оставлять его с
родителями становится опасно.
Ограничение родительских прав производится в судебном порядке. Дела
такого рода рассматр иваются в судебном порядке с обязательным участием
прокурора и органов опеки и попечительства.
Судебный иск имеют право предъявить организации, в обязанность которых
входит защита прав несовершеннолетних (органы опеки и попечительства,
комиссии по дела м несовершеннолетних и т.д.), близкие родственники и иные
лица, имеющие отношение к ребенку (служащие дошкольных,
общеобразовательных, медицинских и других учреждений и др.), а также
прокурор. Мера по ограничению родительских прав, в отличие от лишения
так овых, имеет место в случаях, когда родители ненадлежащим образом
осуществляют свои родительские права не по своей вине, а в случае тяжелого
заболевания (например психического), либо когда суд считает лишать
родительских прав нецелесообразным. В этом случае родители находятся под
контролем органов опеки и попечительства в течение шести месяцев. Если по
истечении указанного срока поведение родителей не изменяется,
соответствующие органы обязаны предъявить иск о лишении родительских прав,
который в интересах ребенка может быть предъявлен и до истечения
шестимесячного срока.
Последствиями ограничения родительских прав является утрата родителями
права на личное воспитание ребенка, но с разрешением видеться с ним, что
осуществляется с согласия органов опеки, опекунов, приемных родителей,
администрации учреждения и т.д. Если контакты с родителями неблагоприятно
отражаются на ребенке, они не допускаются (ст. 75 Семейного Кодекса РФ).
При условии изменения к лучшему обстоятельств, приведших к ограничению
род ительских прав, по иску родителей возможна отмена ограничения
родительских прав. В случае если возвращение ребенка противоречит его
Страница 7
интересам, суд имеет право отказать в удовлетворении иска (ст. 76 СемейногоКодекса РФ).
Согласно ст. 77 Семейного Коде кса РФ возможно досудебное немедленное
отобрание ребенка у родителей или других лиц, на попечении которых он
находится, если есть непосредственная опасность его жизни или здоровью.
Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки на основании
решен ия органа местного самоуправления.
Права ребенка в семье
Нарушения прав ребенка в семьях чаще всего связаны с применением
унижающих его достоинство и наносящих ему физический ущерб наказаний, в
том числе телесных.
Если проанализировать юридическую грамотность родителей детей
дошкольного возраста, получается, что лишение свободы движения, которое
относится к базовым физическим потребностям ребенка, большинством
родителей не воспринимается как нарушение его прав; только некоторые
родители считают, что, оставляя ребенка на несколько часов, уходя из дома по
делам, они нарушают тем самым его права.
Вместе с тем, согласно ст. 156 УК РФ, запирание ребенка одного на длительное
время можно квалифицировать как неисполнение родителями обязанностей по
воспитанию несовершеннолетнего.
Большинство родителей справедливо считают, что ударить ребенка – означает
нарушить его права. Но все же допускают по попе и даже использование ремня.
Многие родители понимают, что унижение достоинств а ребенка может
привести к серьезному психологическому ущербу. Ожидаемые последствия –
неуверенность в себе, формирование комплекса неполноценности, неудачи во
взрослой жизни, занижение самооценки, подавление личности; родители
опасаются, что ребенок вырас тет озлобленным, в нем проявятся замкнутость,
трусость или садизм. Некоторые справедливо полагают, что такое обращение
приведет к нарушению взаимоотношений ребенка с взрослыми – к неуважению
унижающего, потере доверия.
Таким образом, основной вред, который наносит ребенку унижение его
достоинства, большинство родителей видят в психологической травме. То есть,
родители знают, какими последствиями чревато для ребенка унижение его
достоинства. Но, к сожалению, большая часть родителей полностью
поддержив ает применение телесных наказаний, или считает их допустимыми в
отдельных случаях. Но только малая часть телесные и иные унижающие ребенка
наказания не приемлет ни при каких обстоятельствах. Они отдают предпочтение
разъяснительной работе с детьми на основе взаимного уважения. Итак, даже в
обычной семье нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства -
распространенное явление. Но почему же родители прибегают к всякого рода
наказаниям? Наверное, так происходит потому, что:
- с ними аналогично по ступали в их собственном детстве;
- родители не знают альтернативных методов воздействия;
- не воспринимают собственное поведение как травмирующее психику ребенка.
Бесконечные приказания, угрозы, предупреждения, нотации, обзывания – все
эти фор мы отражают отношение к ребенку всего лишь как к объекту воспитания.
Страница 8
Методы субъективного отношения – доброжелательная критика, советы,утешение, обращение указания в шутку, выражение обиды – именно эти формы
регулирования отношений можно рекомендовать род ителям.
Практика, а также многочисленные исследования показывают, что дети, чьи
права в семье нарушаются, обычно испытывают те или иные сложности в
адаптации. Им трудно учиться, они не организованны, агрессивны,
неуравновешенны. Для них характерны част ые смены настроения, неуверенность
в себе, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и с взрослыми.
Часто права детей нарушаются в семьях, живущих в тесноте. Излишняя
скученность порождает большую нервозность у всех членов семьи.
Низкие доходы сказываются на реализации права ребенка на образование и
индивидуальное развитие его способностей. К тем же результатам приводит и
невысокий образовательный статус родителей. Отсутствие отца – источника
уверенности и авторитета, создает предпосылки к формир ованию у ребенка таких
черт характера как агрессивность по отношению к взрослым,
недисциплинированность, асоциальность. А это, в свою очередь, может
провоцировать ответное поведение матери, не справляющейся с ребенком.
Также средний интеллектуальный ур овень снижается при увеличении числа
детей в семье. Хотя члены больших семей обычно внимательнее друг к другу,
заметнее ориентированы на семейные ценности, тем не менее, отношение
родителей к детям становится более однообразным, мало учитываются их
индивид уальные потребности и различия между ними. Многодетные родители
редко помогают детям преодолевать трудности в обучении.
Самовольный уход ребенка из семьи.
Как избежать?
Вопреки общественному мнению, дети уходят не только из неблагополучных
семей. Семья внешне может быть вполне благопристойной и даже обеспеченной.
Чаще всего поводом уйти из дома становится игнорирование потребностей
ребёнка, в основе которого лежит отсутствие взаимопонимания с родителями. В
основном, уходят подростки 10 -17 лет.
Традиционно подростковый возраст считается трудным периодом, когда
подросток, несмотря на внешнюю браваду, грубость и агрессивность, на самом
деле крайне раним и беззащитен.
К основным причинам самовольного ухода подростков из дома можно
отнести:
• Любопытство, стремление познать и испытать как можно больше
Одна из задач развития детского возраста - исследование, познание мира и себя.
Это приводит к общему любопытству: все познать, все испытать, все
попробовать, То, что необходимо для расширен ия кругозора, определения своих
склонностей и интересов, выбора жизненного пути, может также приводить и к
исследованию новых ощущений через любые формы отклоняющегося поведения.
Профилактические меры:
1. Организуйте свободное время ребёнка, в котором ему представится
возможность удовлетворять свое любопытство через исследование себя,
разных сторон жизни, мира, природы и т. д.
Страница 9
• Переживание «драйва»2. Дети любят рисковать. Они теоретически знают, что многие люди погибают,
но и сама смерть представляется им чем -то фантомным, то есть тем, что может
происходить «с кем -то, но не со мной». Дети весьма отстраненно воспринимают
аргументы о том, что «когда -то в будущем» они могут жестоко поплатиться
своим здоровьем. К этому можно добавить стремлени е переживать напряжение
определенного страха. Им хочется переживать нечто подобное, радостно -ужасное
по -настоящему.
Профилактические меры:
3. 1. Стимулируйте ребёнка участвовать в соревнованиях, походах, играх и т.д., где
детям предоставляется возможность переживать радостное напряжение разумного
риска (так называемого «драйва»), преодоления собственного страха. Конечно,
переживание подобного полезного «драйва» легко найти в спорте. Кроме того, в
спорте можно разрядить социально приемлемым спосо бом накопившееся
напряжение.
4. • Скука
5. Скука - это тяжелое эмоциональное состояние. И к подобному состоянию нужно
относиться так же серьезно, как, например мы относимся к депрессии. Чем может
быть вызвано такое состояние? Чаще всего скука это следствие из описанных
ниже причин:
6. 1. Отсутствие смысла жизни от:
7. - полученных в детстве психических травм, в том числе от пережитых трагедий,
насилия, жестокого обращения;
8. - тяжелых разочарований (например, предательство близких людей);
- чрезмерного баловства, когда ребенок просто не успевает чего -то по -
настоящему захотеть - у него всегда всего слишком много;
- чрезмерной критичности взрослых.
9. 2. Хроническое неудовлетворение важных, базовых потребностей: в уважении,
любви, принятии значимых людей.
10. 3. Жизнь «пока»: все, что должно произойти в жизни важное, значительное,
интересное, будет когда -то в будущем, причем сроки не определены и кажутся
очень далекими; а пока нужно просто ждать, когда это произойдет, ожидание
всегда томительно и скучно.
11. 4. Неразвитость творчес ких способностей - творческий человек всегда наполнен
идеями, поэтому и свое свободное время он заполняет с интересом и
вдохновением; когда человек не привык мыслить творчески, ему трудно
структурировать свое время так, чтобы в обычных обстоятельствах найт и что -то
интересное для себя.
12. Профилактические меры:
13. 1. Создайте условия, при которых ребенок, имея все необходимое, все -таки
должен добиваться осуществления некоторых желаний, совершать какую -то
работу для получения вознаграждения.
14. 2. Научите ребенка мечтать и пробовать свои силы, помогать в достижениях.
Создайте ситуацию успеха.
15. 3. Развивайте лидерские качества, уверенность ребёнка в себе.
16. 4. Развивайте в ребёнке творческие способности.
5. Научите ставить большие и маленькие цели, определять задачи, которые нужно
Страница 10
решить для их достижения, а эти задачи разделять на небольшие легкоосуществимые шаги.
17. • Принадлежность к социальной группе («Я как мои друзья»)
Ребенок, в силу разных причин, часто не умеет сказать нет. Для него страх от
последствий совершаемого не так силен, как страх потери расположения друзей.
Чем менее уверен в себе подросток, чем хуже он относится сам к себе, тем более
значима для него симпатия сверстников, и тем менее он способен мыслить и
действовать вопреки их мнению.
18. Не чувствуя себя достаточно уверенно для того, чтобы спокойно выдержать
напор, принуждения и даже издевательства, подросток предпочитает подчиниться
требованиям неформального лидера группы.
19. Профилактические меры:
20. 1. Развивайте в ребёнке уверенность, положи тельное отношение к себе, принятие
своих качеств, особенностей, отличительных черт.
21. 2. Научите ребёнка эффективным моделям противостояния негативному влиянию
и независимому поведению в сложных социальных ситуациях.
3. Развивайте в ребёнке физическую силу.
22. 4. Развивайте в ребёнке умение общаться.
23. • Протест против родителей
24. Дети бунтуют против родителей, их правил, установок, но на самом деле их
зависимость от семьи еще очень велика. Возрастной протест может достигать
интенсивности, близкой к отчаянию, если родители совсем не интересуются
жизнью своего ребенка. Фактически, подросток чувствует, что он не нужен и
даже в тягость своим родителям. Часто у таких детей формируется стремление к
саморазрушению.
25. Профилактические меры:
26. 1. Моделируйте условия, метафорически воссоздающие жизненные ситуации,
обращайте внимание на неотвратимость ответственности за любое свое решение и
каждый поступок.
27. 2. Научите ребёнка самоанализу своих желаний и выборов: «Для чего я это
делаю?»
3. Научите подростка не агрессивном у и в то же время уверенному отстаиванию
своего мнения, умению сказать нет.
28. • Стремление уйти от осознания несправедливости мира, разочарований (в том
числе в любви), переживания тяжелой утраты (смерти любимых людей)
Подростку свойственен максимализм. Часто мир представляется ему в черно -
белых тонах. Он либо восхищается, либо ненавидит. Подросток особенно
чувствителен к любой несправедливости. А несправедливостью ему кажется все,
что не соответствует его ожиданиям. Он может быть циничным, демонстрируя
презрение к чужим бедам, либо замыкается в себе: не видеть, не слышать, не
думать, часто ищет способ перестать чувствовать противоречия в душе.
29. Профилактические меры:
30. 1. Научите подростка видеть неоднозначность жизни и социальных явлений - в
любом негативном явлении содержится позитивное зерно (предпосылка к
позитивным мнениям), а в любом позитивном явлении есть предпосылка
негативу.
2. Поддержите подростка при переживании им горя, разочарования в любви.
3. Оставьте дома, на видном месте информацию о работе телефонов доверия и
Страница 11
кабинетов психолога. Объясните ребёнку: для чего люди ходят к психологу?Какие проблемы называют психологическими? Как обратиться к психологу?
• Замкнутый круг
31. Непонимание причин изменений, происходящих с детьми, приводит к нашему
стремлению сохранить жесткий контроль и власть над ними или «повернуть назад
их развитие». Мы начинаем отвергать новые качества подростка, желаем вернуть
старые, детские: послушание, ласковость и т.д. И тогда уход из дома становится
для них единст венной возможностью выразить свой протест. Довольно часто
причиной нашей сильной тревоги при появлении резких изменений в поведении
подростка является угроза разрушения представления о себе, как о хорошем
родителе. А наличие удовлетворенности собой как род ителем повышает
самооценку человека. Поэтому мы неадекватно реагируем на поведение
подростка только для того, чтобы поддержать свою положительную самооценку.
Мы совершаем ошибки не потому, что не любим своих детей, а потому, что не
всегда знаем, как лучше поступить и часто не осознаем собственных побуждений.
Дети бегут из дома, протестуя против невыносимых условий, которые мы им
создаем, не желая считаться с мнением ребенка.
32. Другая причина ухода ребенка от родителей - несправедливое наказание,
неаде кватное их проступку. Обида вскоре забывается, и подросток готов
вернуться, но он боится наказания, которое непременно последует. Так круг
замыкается.
Ребенок бежит от наказания и боится возвращаться из -за него же, то есть, выхода
у него нет, и он остается на улице, пока не попадется на преступлении или не
станет жертвой преступника.
Чтобы избежать ненужных конфликтов и ухода детей из дома, старайтесь
соблюдать следующие правила:
- Не давайте подростку чрезмерных нагрузок, когда у него не остается времени
даже для того, чтобы погулять во дворе. Не забывайте - он еще ребенок.
- Если кто -то жалуется на поведение вашего ребенка, не спешите сразу его
наказывать, выясните мотивы его поступков.
- Выбирайте наказание, адекватное проступку.
- Не наказывайте ребенка из -за того, что у вас плохое настроение или «для
профилактики».
- Будьте внимательны и справедливы к своим детям, решайте вместе их
проблемы, и тогда ваш ребенок вряд ли убежит из дома.
Когда ребенок начинает взрослеть, наша любовь к нему должна приобрест и
другую форму по сравнению с той, которая ему требовалась в детстве. Если
маленькому ребенку необходим, прежде всего, хороший уход, обеспечение
безопасности в окружающем мире, контроль, то теперь родительская любовь
проявляется в принятии и поддержке его как личности, самостоятельной и
индивидуальной, способной нести ответственность за свою жизнь.
Три важных шага:
1. Не делайте за ребёнка то, что он может сделать сам
Откажитесь от желания подтолкнуть, направить его к тому, что мы хотим в
данном конкретном случае. Вместо этого спросить себя: «Что я могу сделать в
этой ситуации, чтобы помочь моему ребенку быть более ответственным и
способным принимать свои собственные решения?»
Страница 12
2. Научиться получать удовольствие от принятия решений ребенкомМы можем это делать, если осознаем, что перед нами живая, пульсирующая
частица самой природы, и у нас есть драгоценная, но мимолетная возможность
наблюдать, как она развивается. Даже когда мы видим, что ребенок идет в
сторону неприятных, болезненных последств ий, наилучшее, что можно сделать в
подобной ситуации – просто высказать свои опасения, а затем дать возможность
этим последствиям произойти.
3. Изменить некоторые из наших мыслей и убеждений относительно ребенка
Этот шаг чрезвычайно важен. Поскольку ме жду нашими убеждениями и
нашими действиями существует теснейшая взаимосвязь. Не осознавая этого, мы
постоянно ведем себя так, чтобы подтвердить своими действиями истинность
своих же внутренних убеждений. Если мы убеждены, что наш ребенок изначально
наделен положительными качествами, способен принимать верные решения и
самостоятельно руководить собственной жизнью, то мы без особых усилий будем
поддерживать его в этом. Тогда наша любовь будет созидательной, и детям не
потребуется уходить из дома.
Говорят: «от хороших родителей дети не убегают». Наверное, хорошие
родители - это те, кто способен так построить свои отношения с ребенком, чтобы
избавить его от различных разочарований».
Памятка на случай кризисных ситуаций, связанных с пропажей детей
Действия законных представителей детей по предупреждению самовольных
уходов, в том числе пропажи детей.
1. Располагать информацией о местонахождении ребенка в течение дня;
2. Не разрешать несовершеннолетним находиться без присмотра взрослых
позднее 22 часов в зимнее время, и не позднее 23 часов в летнее время;
3. Обращать внимание на окружение ребенка, а также контактировать с его
друзьями и знакомыми, знать адреса и телефоны;
4. Планировать и организовывать досуг несовершеннолетних.
5. Провести с детьми разъяснительные беседы на следующие темы:
- что необходимо делать, если возник пожар;
- безопасность на дороге, в лесу, на воде;
- общение с незнакомыми людьми;
- нахождение дома без взрослых и т.п.
6. Сделать несмываемые метки на одежде ребенка, содержащие информацию о
нем для облегчения поиска в случае пропажи.
Действия законных представителей детей в случаях самовольных уходов, в
том числе пропажи детей:
Законным представителям необходимо:
1. При задержке ребенка более часа от назначенного времени возращения:
обзвонить друзей, знакомых, родных, к которым мог пойти ребенок;
обзвонить близлежащие больницы, справочную «Скорой помощи», органы
милиции.
2. В случае не обнаружения ребенка после выполнения действий п.1 -
сделать письменное заявление в органы полиции, по месту проживания.
3. При обнаружении пропавшего ребенка сообщить в органы полиции об его
возвращении.