cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

Жестокое обращение с детьми

Жестокое обращение с детьми в семье (то есть
несовершеннолетними гражданами от рождения
до 18 лет) включает в себя любую форму плохого
обращения, допускаемого родителями (другими
членами семьи ребенка), опекунами, приемными
родителями. Различают четыре основные формы
жестокого обращения с детьми: физическое,
сексуальное, психическое насилие,
пренебрежение основными нуждами ребенка.


Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических пов реждений ребенку.

Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в
сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или
выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать е го
ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все
негативные для себя последствия.

Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное
психическое воздействие на ребенка, тормозящее ра звитие личности и приводящее к
формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:
 открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
 угрозы в адрес ребенка в открытой форме;
 замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижа ющие достоинство ребенка;
 преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими
значимыми взрослыми;
 ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;
 однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую
травму.

Страница 2

Пренебр ежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в
результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью
или развитию.
К пренебрежению элементарными нуждами относятся:
 отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья,
образования, медицинской помощи;
 отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать
жертвой несчастного случая. Факторы риска, способствующие насилию и жестокому
обращению с детьми.
 низкий уровень культуры, образования;
 негативные семейные традиции.

Ответственность за жестокое обращение с детьми



Российским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц,
допускающих жестокое обращение с ребенком.

Админист ративная ответственность: Кодексом РФ об административных правонарушениях
предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей
по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в
виде предуп реждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот
рублей (ст. 5.35 КоАП РФ).

Уголовная ответственность : Российское уголовное законодательство предусматривает
ответственность за все виды физического и сексуального насилия над деть ми, а также по ряду
статей — за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей,
отсутствие заботы о них. Примеры:
ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью);
ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью);
ст. 113 (причинение тяжкого вреда здоровью в состоянии аффекта);
ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью);

Страница 3

ст. 116 (побои), ст.117 (истязание);
ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности),
ст. 125 (оставл ение в опасности);
ст. 124 (неоказание помощи больному);
ст. 131 (изнасилование);
ст. 132 (насильственные действия сексуального характера);
ст. 133 (понуждение к действиям сексуального характера);
ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального хара ктера с лицом, не достигшим
шестнадцатилетнего возраста);
ст. 135 (развратные действия);
ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего);
ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных
родителей );
ст. 110 (доведение до самоубийства);
ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.

Гражданско -правовая ответственность: Жестокое обращение с ребенком может послужить
основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в
соответствии с семейным законодательством.



ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации (лишение родительских прав);
ст. 73 Сем ейного кодекса Российской Федерации (ограничение родительских прав);
ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации (отобрание ребенка при непосредственной
угрозе жизни ребенка или его здоровью).
Признаки жестокого обращения с детьми
Можно выделить несколько явных признаков жестокого обращения с детьми, при
наличии которых необходимо незамедлительно проинформировать правоохранительные
органы:

Страница 4

 следы побоев, истязаний, другого физического воздействия (за совершение таких
действий установлена уголовная ответственность, предусмотренная статьями главы 16)
следы сексуального насилия (ответственность за эти действия предусмотрена главой 18
Уголовного кодекса РФ «Преступления против половой неприкосновенности и
половой свободы личности»);
 запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);
 отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние
жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест,
постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих
возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними (см. ст. 156 УК РФ
«Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»);
 систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна,
ребенка выго няют из дома и др.

Если сотрудникам образовательного учреждения становится известен хотя бы один из
перечисленных признаков, им следует направить служебную записку руководителю
образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком.
Руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает об этом по телефону (а
затем в течение одного дня направляет письменную информацию) в органы опеки и
попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка.
Специалист по охране прав детства совместно со специалистом образовательного
учреждения, сотрудником органов внутренних дел (при необходимости) незамедлительно
проводят обследование условий жизни и воспитания ребенка, по результатам которого
составляется акт обследования.
По итогам проведенных мероприятий руководитель образовательного учреждения
направляет в правоохранительные органы информацию о происшедшем, зафиксировав номер
исходящего сообщения, приложив акт обследования условий жизни и воспита ния ребенка,
оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству.
Соответствующая информация может быть направлена в органы внутренних дел либо в

Страница 5

органы прокуратуры. Здесь не стоит бояться ошибиться — в любом случае заявление будет
передано по подведомственности, и на него правоохранительные органы должны
отреагировать в обязательном порядке.
Руководитель образовательного учреждения направляет информацию о выявлении
признаков жестокого обращения с ребенком в комиссию по делам несовершеннолетних,
зафиксировав номер исходящего сообщения, оставив копии сообщений и прилагаемых
материалов в документах по делопроизводству.
Уважаемы родители ( законные представители)
несовершеннолетних, помните!!!
Когда большой, значимый взрос лый бьет маленького ребенка, ребенок чувствует
беспомощность и фрустрацию.
Эти чувства могут в дальнейшем сделать ребенка депрессивным или агрессивным. Учите
своих детей, как вы хотите, чтобы они себя вели. Маленькие дети обычно не понимают, что
они делают неправильно. Обязательно будьте последовательны в своих примерах.



Когда вы бьете ребенка, вы не учите его решать проблемы.
Вы только заставляете чувствовать его плохо по отношению к самому себе. Низкая
самооценка может остаться у него на вс ю жизнь. И следите за своими словами – они могут
ударить еще сильнее.

Физическое насилие приводит к тому, что у ребенка появляется желание отомстить.
Учите своих детей с помощью слов, речи. Старайтесь добиться понимания ими правил,
которые вы установ или у себя дома. Это могут быть правила безопасности, времени и порядка
принятия пищи или отхода ко сну. Сделайте все возможное, чтобы правила были максимально
простыми и соблюдались всеми членами семьи.

Физические наказания смещают понимание ребенком «пра вильного и
неправильного».

Страница 6

Только подумайте - имеет ли смысл бить ребенка за то, что он только что ударил кого -то?
Уведите, уберите ребенка с того места, где он только что кого -то ударил. Будьте
последовательны и жестки (в следовании правилам) . Каждый раз давайте ребенку знать: какое
поведение вы от него ожидаете и что случится, если он не сделает этого (пойдет в свою
комнату, не будет смотреть телевизор ил и потеряет какую -то другую приви легию).



Если вы бьете ребенка, вы тем самым показывает е ему, что бить - это нормально и
приемлемо.
Дети будут думать, что это нормальная практика - добиваться желаемого с помощью
насилия. Учите своих детей другим способам выражать свои эмоции, например, словами.
Затем – примите, покажите им, что вы при нимаете их чувства и эмоции. Покажите, что вам не
все равно.

Физическое насилие травмирует эмоции ребенка.
Оно также может повлиять на успеваемость ребенка в школе и взаимоотношения с
друзьями. Замечайте и поддерживайте все хорошее, что делает ваш р ебенок. Дайте ему знать,
что вы любите его просто за то, что он у вас есть.

Поведение детей, которых бьют, становится агрессивным и деструктивным .
Физическое насилие дает ребенку больше оснований для плохого поведения. Оно как бы
учит их "ты плохой, поэтому ты можешь, имеешь право делать плохие вещи". Когда ребенок
постарше делает что -то плохое, попробуйте использовать "тайм -ауты". Благодаря тайм -аут у,
вы изолируете ребенка прежде всего от себя на несколько минут. Посадите его на стул или
кресло, лестницу, или отведите в свою комнату. Пусть он вернется оттуда тогда, когда он
сможет контролировать свои действия (но ребенок не должен оставаться там часа ми! Обычно
тайм -аут длится несколько минут, до 10). При этом не забывайте поддерживать своих детей,
когда они поступают правильно и делают хорошие вещи.

Страница 7

Физическое насилие не учит детей внутреннему контролю.
Никогда не шлепайте ребенка. Ребенок, кото рого шлепают, никогда не научится управлять
своим поведением: он всегда будет искать кого -то еще, кто бы говорил ему, что правильно
делать, а что неправильно. Такие дети обычно руководствуются принципом: «Я не должен
ничего делать, иначе меня накажут», вме сто «я не должен делать плохие вещи, потому что они
плохие». Ваши ожидания должны быть по максимуму четкими. Поощряйте своего ребенка,
когда он дружелюбен и настроен на сотрудничество. Поддерживайте его, когда он делает свой
собственный хороший выбор.

Физическое насилие в любом виде пугает
Контролируйте себя. Ничто не поможет ребенку, который себя не контролирует, лучше,
чем взрослый, остающийся спокойным. Учите детей справляться с собственным гневом и
эмоциями и не позволяйте им овладеть собой. Помните, что вы - взрослый человек.
Иногда слишком уставший или встревоженный родитель начинает трясти
кричащего – как грудного возраста, так и старше. Так делать нельзя ни в коем случае -
это может привести к слепоте, повреждениям мозга или даже смерти ре бенка. Что
делать?
Остановитесь! Если вас «достает» плач, обратитесь за помощью к другу, родственнику,
соседке, попросите их посидеть с ребенком хоть десять минут, пока вы примете душ или
просто выйдете на улицу, успокоитесь. Научитесь просить и принимать помощь других
людей. В крайнем случае оставьте грудного ребенка в кроватке или манеже и уйдите в душ на
5 минут – пусть лучше ребенок плачет, чем вы причините ему непоправимый вред.



Никогда не бейте ребенка, чтобы прекратить то или иное его не желательное поведение
«на людях».
К сожалению, многие мамы и папы стесняются того, что ребенок время от времени
выходит у них из -под контроля и это видят другие люди (а иногда и комментируют). И
предпочитают прекратить это поведение с помощью насилия. Поймите, что как вам может

Страница 8

быть неудобно, что ребенок раскапризничался на улице, в магазине, на празднике, ребенку в
сто раз тяжелее пережить насилие, совершенное на виду у других (а что еще хуже - с
одобрения чужих людей). Кроме того, вы , таким образом , даете понять ребенку, что его
эмоции и его мнение ничего не значат для вас. Запомните – ребенок не может и не должен
быть «удобен» окружающим, это не игрушка, которую можно в нужный момент положить в
ящик или выключить.
Постарайтесь подстроиться под ребенка, зная его расписание, пристрастия и заранее
подумав, в каких случаях возможны конфликты. Даже если возникла непредвиденная
ситуация, нет ничего страшного в том, что ребенок плачет или капризничает. Возьмите его на
руки и идите дом ой, или отойдите в сторону, сядьте на лавочку и подождите, пока он
успокоится. Стыдно должно быть посторонним наблюдателям, но не вам.
Если вы думаете, что ваши собственные проблемы оказывают влияние на то, как вы
воспитываете своего ребенка, останов итесь, подумайте и обратитесь за помощью. В
Интернете можно найти группу поддержки и поговорить о своих проблемах - анонимно или
даже найти локальную помощь в своем городе.
Если вас наказывали в детстве, очень легко передать это поведение дальше. Всп омните,
как вы себя чувствовали ребенком. А также попытайтесь найти время для себя. Вы
почувствуете себя лучше и станете лучшим родителем своему ребенку.




ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


Во все времена говорилось, что в
воспитании нет рецептов. И, тем не
менее, мы попытаемся вам дать
некоторые заповеди, которые помогут
облегчить ваш труд в воспитании
ребёнка:
Заповедь первая :
Никогда не предпринимайте
воспитательных воздействий в плохом
настроении.
Заповедь вторая :
Ясно определите, чего вы хотите от ребёнка (и объясните это ему), а также узнайте, что он
думает по этому поводу, убедите его, что ваши воспитательные цели – это и его цели.
Заповедь третья :
Предоставьте ребёнку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый ег о
шаг.
Заповедь четвёртая:
Не подсказывайте готовое решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с
ребёнком его правильные и ложные шаги к цели.
Заповедь пятая:
Не пропустите момента, когда достигнут первый успех, хвалите ребёнка з а каждый
удачный его шаг. Причём хвалите не вообще, а конкретно! Не «Ты – молодец», а обязательно
«Ты – молодец, потому что…».
Заповедь шестая :
Если же ребёнок делает какое -то неверное действие, совершает ошибку, то укажите ему на
эту ошибку. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребёнок осознал
услышанное.

Страница 9

Заповедь седьмая :
Оценивайте поступок, а не личность: сущность ч еловека и отдельные его поступки - не
одно и то же. «Ты – плохой!» (оценка личности) звучит очень часто вместо правильного «Ты
поступил плохо!» (оценка поступка).
Немаловажное дополнение: ваше замечание по поводу ошибки или поступка должно быть
кратким, оп ределённым.
Заповедь восьмая :
Дайте ребёнку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него,
хорошего мнения о нём, несмотря на его оплошность. Дайте понять (но не обязательно это
говорить), что когда этот неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется
исчерпанным.
Заповедь девятая :
Воспитание – это последовательность целей. Помогите ребёнку строить систему
перспективных целей – от дальней к средней и от неё к сегодняшней.
Заповедь десятая :
Вы должны быт ь твёрдым, но добрым. Ни абсолютная твёрдость во что бы то ни стало, ни
такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего
принципа воспитания.
Всё хорошо в своё время, и надо уметь применять разные методы в соответс твии с
конкретной ситуацией. Тогда воспитание будет ещё и своевременным.

ПРИНЦИПЫ СЕМЕЙНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

1. Ваш малыш ни в чем не виноват перед Вами :
 ни в том, что появился на свет,
 ни в том, что создал Вам дополнительные трудности,
 ни в том, что не дал ожидаемого счастья,
 ни в том, что не оправдал Ваши ожидания.

Страница 10


И Вы не вправе требовать, чтобы он разрешил за Вас эти проблемы.
2. Ваш ребенок – не Ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его
судьбу, тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь. Вы не имеете права. Вы можете
лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его особенности и интересы, и, создав
условия д ля их реализации.
3. Ваш ребенок далеко не всегда и совсем не обязательно будет послушным и милым. Его
упрямство и капризы также неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.
4. Во многих капризах и шалостях Вашего малыша повинны Вы сами, потому что:
- вовремя не поняли его;
- пожалели свои силы и время;
- стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд или простого раздражения;
- стали требовать от него того, что он попросту не может Вам дать – в силу особенностей
возраста или характера.
Короче – не желали принимать его таким, каков он есть.



5. Вы должны:
- всегда верить в лучшее, что есть в вашем малыше;
- в лучшее, что в нем еще будет;
- быть уверенным в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявиться;
- сохранять оптимизм во все х педагогических невзгодах.




Страница 11

Основные параметры неправильного воспитания

1. Непонимание своеобразия личностного развития детей.
Например, родители считают ребёнка упрямым, в то время как речь идёт о сохранении
элементарного чувства достоинства.
2. Непр иятие детей.
Неприятие: индивидуальности ребёнка, его своеобразие, особенностей характера.
3. Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям
родителей возможностям и потребностям детей.
4. Негибкость родителей в отношении с деть ми:
- недостаточный учёт ситуации, момента;
- несвоевременный отклик;
- фиксация проблем, застревание на них;
- запрограммированность требований;
- отсутствие альтернатив в решениях;
- навязывание мнений.
5. Неравномерность отношения родителей – недостаток заботы сменяется её избытком или
наоборот.
6. Непоследовательность в обращении с детьми:
меняющие и противоречивые требования родителей.
7. Несогласованность отношений между родителями – конфликт.
8. Аффективность – избыток родительского раздражения, недовольства или беспокойства,
тревоги и страха
9. Тревожность:
- беспокойство и паника по любому поводу;
- стремление чрезмерно опекать ребенка;
- не отпускать ребёнка от себя;
- предохранение от воображаемых опасностей;
- стремление делать всё для ребёнка заранее;
- навязчивая потребность постоянно давать советы, предостерегать.
10. Доминантность:
- безоговорочное подчинение своей точке зрения;
- стремление подчинить ребёнка;
- навязывание мнений и готовых решений;
- строгая дисциплина и огр аничение самостоятельности;
- физическое наказание;
- постоянный контроль за действием ребёнка.
11. Гиперсоциальность
- повышенная принципиальность;
- чрезмерная требовательность;
- навязывание детям большого числа правил;
- бесконечное число порицаний и замечаний;
- нетерпимость к слабостям и недостаткам;
- отношение к детям, как взрослым.
12. Недоверие к возможностям детей:
- настороженность и подозрительность в отношении перемен;
- недоверчивость к мнению ребёнка;
- неверие в его самостоятельнос ть;
- перепроверка его действий;
- предостережения и угрозы.
13. Недостаточная отзывчивость – несвоевременный отклик на просьбы детей, их
потребности, настроение.