cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

Приложение № 1
к письму Минпросвещения России
от 7 мая 2020 г. № ВБ -976 /04

РЕКОМЕНДАЦИИ
по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания
и социализации и дополнительных обще образовательных программ
с применением дистанционн ых образовательных технологий
1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии
с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 -ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации,
2012, № 53, ст. 7598; 2020, № 9, ст. 1137) , Порядком применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Феде рации от 23 августа 2017 г. № 816 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 18 сентября 2017 г., регистрационный № 48226), приказом
Министерства просвещени я Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организац ии и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам », а также
с учетом Письма Министерства образования и науки Российской Федерации
от 18 августа 2017 г. № 09 -1672 «О направлении методических рекомендаций
по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации
основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной
деятельности».
В соответствии со Статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.
№ 273 -ФЗ (в ред. от 24.04.2020) «Об образовании в Российской Федерации»
образовательная организация обладает автономией, под которой понимается
самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной,
финансово -экономической деятельнос ти, разработке и принятии локальных

Страница 2

2

нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом
образовательной организации. Кроме того, образовательные организации свободны
в определ ении содержания образования, выборе учебно -методического обеспечения,
образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
В соответствии со своими полномочиями образовательная организация
разрабатывает и утверждает образовательные пр ограммы, осуществляет текущий
контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся, устанавливает
их формы, периодичность и порядок проведения. Использует и совершенствует
методы обучения и воспитания, образовательные технологии, электронное
обучен ие.
2. Методические рекомендации разработаны в целях оказания методической
помощи при реализации программ внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации , дополнительных общеобразовательных про грамм
с применением дистанционных образовательных технологий в период временных
ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией .
3. Курсы внеурочной деятельности, дополнительные общеобразовательные
программы и реализация программ воспитания и социализации разрабатываются
и реализуются образовательными организациями с учетом потребностей
и интересов обучающихся и их родителей (законных представителей), в том числе
с привлечением ресурсов других организаций и применением сетевой формы
реализа ции указанных программ и курсов.
4. П ри реали зации внеурочной деятельности, программ воспитания
и социализации, дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий образовательные организации могут
организовывать деятельность обучающихся с использованием :
4.1.1. образовательны х технологи й (мастер -классы, развивающие занятия,
консультации, тренировки, тематические классные часы, конференции и другие
активности , проводимые в режиме реального времени при помощи
телекоммуникационных систем);

Страница 3

3

4.1.2. возможностей электронно го обучени я (формирование подборок
образовательных, просветительских и развивающих материалов, онлайн -
тренажеров, представленных на сайте Министерства просвещения Российской
Феде рации по адресу https://edu.gov.ru/distance для самостоятельного использования
обучающимися) ;
4.1.3. бесплатных интернет -ресурсов, сайтов учреждений культуры и спорта,
открывших трансляции спектаклей, концертов, мастер -классов, а также
организаций, предоставивших доступ к музейным, литературным, ар хивным
фондам;
4.1.4 . ресурсов средств массовой информации (о бразовательные и научно -
популярны е передачи, фильмы и интервью на радио и телевидении , в том числе
эфиры образовательного телеканала «Моя школа в online »);
4.1.5. образовательных и развивающих материалов на печатной основе
(сборники предметных и междисциплинарных задач , открытые материал ы
международных исследований качества образования, демонстрационны е вариант ы
олимпиадных и диагностических заданий, печатные учебны е издани я).
5. П ри реализации внеурочной деятельности, программ воспитания
и социализации, дополнительных общеобразовательных программ с применени ем
дистанционных образовательных технологий необходимость и формы
промежуточной аттестации и текущего контроля определяются образовательной
организацией .
5.1. О бразовательные организации могут рекомендовать обучающимся
различные формы добровольной самодиагностики приобретаемых знаний
и компетенций , выполнение исследовательских, проектных или творческих работ ,
участие в конкурсах и соревнован иях для зачета в качестве результатов освоения
образовательных программ.
5.2. Образовательные организации могут использовать сведения
о достижениях в освоении курсов внеурочной деятельности и дополнительных
общеобразовательных программ, результативном участии в мероприятиях в рамках
программы воспитания и социализации, в том числе о выполненных проектных

Страница 4

4

и творческих работах, победах в конкурсах для формирования портфолио
обучающихся , на услов иях их (или их родителей (законных представителей)
добровольного согласия на обработку персональных данных .
6. Для эффективного освоения курсов внеурочной деятельности, программ
воспитания и социализации, дополнительных общеобразовательных программ,
а также оперативного реагирования в случаях возникновения затруднений
в использования рекомендованных образовательн ой организацией ресурсов
и материалов образовательная организация обеспечивает :
- проведение тематических еженедельных классных часов для о бучающихся;
- проведение организационных классных часов для родителей (законных
представителей) обучающихся ;
- регулярное консультирование по техническим и организационным вопросам
реализации программ ;
- координацию деятельности руководителей проектных и исследовательских
работ обучающихся ;
- информирование обучающихся и родителей (законных представителей)
об актуальном расписании дистанционных активностей, проведения конкурсных
и просветительских мероприятий.
7. По индивидуальным запросам родителей (зак онных представителей)
обучающихся могут проводиться дистанционные консультации по вопросам
планирования активностей для обучающихся в период каникул, организации
профильн ого обучения в следующем учебном году , изменения образовательных
маршрутов обучающихся , психолого -педагогического сопровождения обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья , а также по вопросам подготовки
к итоговой аттестации .
8. В рамках курсов внеурочной деятельности образовательными
организациями могут быть организованы в дистанционном режиме :
- проектные и исследовательские работы обучающихся;
- деятельность школьных научных обществ;
- просмотр с последующим обсуждением записей кинокартин , спектаклей,

Страница 5

5

концертов;
- посещение виртуальных экспозиций музеев, выставок, лекториев
в организациях высшего образования, мастер -классов сотрудников
профессиональных образовательных организаций;
- общение со специалистами в сфере профессионального самоопределения
и карьерного ко нсультирования, представителями работодателей, сотрудниками
научных организаций ;
- просмотр видеолекций и образовательных сюжетов о современных
достижениях науки и технологий;
- дистанционные занятия, направленные на расширение знаний и умений
обучающихся в предметных областях, формирование личностных
и метапредметных результатов общего образования;
- оздоровительные и спортивные мероприятия, в том числе физические
разминки и гимнастику , занятия с тренерами и спортсменам и;
- занятия и консульта ции специалистов в области реализации адаптированных
образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья.
9. В рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ
образовательными организациями могут быть организованы в дистанционном
режиме:
- занятия и мастер -классы педагогов дополнительного образования;
- творческие студии и конкурсы с дистанционным представлением
выполненных обучающимися работ ;
- занятия в спортивных секциях в формате видеоконференций
или с дистанционной передачей видеозаписей упражнений;
- спортивные соревнования по видам спорта, не требующим очного
присутствия (шахматы, шашки, киберспортивные дисциплины);
- чемпионаты по программированию, робототехнике и другим дисциплинам
в области информ ационных технологий.
10 . В рамках программы воспитания и социализации обучающихся

Страница 6

6

образовательные организации проводят в дистанционном режиме:
- акции, конкурсы, онлайн -лекции и посвященные памятным датам в истории
России, приуроченные к государственным праздникам;
- мероприятия, направленные на профессиональное самоопределение
обучающихся, знакомство с профессиональной средой, системой
профессионального образования;
- социальные акции, флешмобы и другие активности, приуроченные
к празднованию значимых дат и государственных праздников , другие активности,
направленные на повышение социальной успешности обучающихся;
- мероприятия по формированию коммуникативных компетенций
обучающихся, навыков безопасного поведения в социальной и информационной
среде.
11. Для реализации курсов внеурочной деятельности с применением
дистанционных образовательных технологий образовательные организации:
- вносят при необходимости изменения в план внеурочной деятельности, в том
числе могут включать новые курсы, изменять ранее утвержденное количество часов
внеурочно й деятельности (не более 10 часов в неделю);
- актуализируют планирование в программах курсов внеуро чной деятельности
с учетом выбранных технологий и форм организации деятельности обучающихся;
- своевременно доводят до сведения родителей (законных представителей)
обучающихся информацию о добровольности участия во внеурочной деятельности,
сообщают о расписании запланированных дистанционных активностей
обучающихся, используемых технологических платформах и ресурсах, списке
рекомендованных сайтов и ресурсов, формах добровольного представления
результатов и достижений для учета в портфолио ;
- ведут учет участия обучающихся в активностях, проводимых по прог раммам
курсов внеурочной деятельности;
- обеспечивают возможность получения индивидуальных консультаций
по запросам обучающихся и их родителей (законных представителей);
- организуют деятельность руководителей проектных и исследовательских

Страница 7

7

работ обучающих ся;
- оперативно информируют родителей об изменениях расписания или адресах
подключения к мероприятиям, проводимых в режиме реального времени;
- при использовании изданий на печатной основе обеспечивают
своевременное информирование обучающихся о рекомендуе мых образовательных
материалах и заданиях.
12. Для реализации программ воспитания и социализации с применением
дистанционных образовательных технологий образовательные организации:
- формируют план мероприятий и активностей обучающихся, проводимых
дистанционно по одному или нескольким направлени ям программы (духовно -
нравственное развитие и воспитание обучающихся, социализация
и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры
здорового и безопасного образа жизни ).
- размещают на официальных сайтах образовательных организаций и доводят
до сведения родителей (законных представителей) расписание запланированных
активностей и образовательной деятельности обучающ ихся;
- обеспечивают регулярную публикацию анонсов и новостей о возможностях
участия в мероприятиях в рамках программы воспитания и социализации, в том
числе проводимых с участием организаций -партнеров, работодателей,
представителей профессиональных органи заций и организаций высшего
образования, учреждений в сфере спорта и культуры;
- информируют родителей (законных представителей) обучающихся
о добровольности участия в запланированных активностях, конкурсных
и просветительских мероприятиях.
13. Для реали зации дополнительных общеобразовательных программ
с применением дистанционных образовательных технологий образовательные
организации:
- обеспечивают проведение ранее запланированных занятий в дистанционном
режиме, в том числе могут объединять несколько групп в рамках одного
мероприятия;

Страница 8

8

- информируют родителей (законных представителей) обучающихся
о добровольности участия в занятиях;
- обеспечивают возможность зачисления на дополнительные
общеобразовательные программы, реализуемые в период применения
дистанционных образовательных технологий ;
- обеспечивают возможность демонстрации обучающимися индивидуальных
достижений в освоении дополнительных общеобразовательных программ, в том
числе в формате видеозаписей выступлений, направления творческих работ
в электронном формате, участия в соревнованиях в дистанционном режиме;
- ведут учет посещения обучающимися занятий и дистанционных активностей
в объединениях дополнительного образования.
14. Образовательные организации размещают на официальных сайтах
и рег улярно обновляют информацию о запланированных активностях
и достижениях обучающихся в рамках курсов внеурочной деятельности,
дополнительных общеобразовательных программ, программ воспитания
и социализации в условиях применения дистанционных образовательн ых
технологий .